Региональный Фонд Капитального Ремонта                телефон бесплатной линии

общего имущества в многоквартирных домах                                                                8-800-450-02-50
на территории Орловской области

 



Часто задаваемые вопросы

На каком основании собственник помещения должен оплачивать взносы на проведение капитального ремонта?

На основании статей 153, 154, 158, 169, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники обязаны оплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.04.2016 г. «несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически – здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме – не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом».

На какие цели будут израсходованы накопленные средства?

Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числена оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается (статья 179 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Мнение о том, что «я не являюсь собственником недвижимого общего имущества…», считаем несостоятельным, так как статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

 

Мнение о том, что «общедомовое имущество» юридически не оформлено в виде собственности, т. е. иное право собственности у меня не возникло», считаем несостоятельным, так как статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу прямого указания закона. Государственная регистрация прав в данном случае носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер. При этом государственная регистрация права общей собственности на объект недвижимости не требуется и обязательна только в случаях, когда данный объект передаётся в пользование (например, в аренду) какому-либо лицу (лицам) или является предметом иных сделок, на основании которых право общей долевой собственности ограничивается.

 

По доводу о том, что «я не обращалась к Вам с заявлением о вступлении в Ваше общественное объединение…», сообщаем следующее.

В соответствии со статьёй 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор, как некоммерческая организация, является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда, не имеющим членства. Решение общего собрания собственников помещений о вступлении в региональный фонд капитального ремонта не предусмотрено нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Добровольный имущественный взнос, на основе которого региональный оператор ведёт свою административно-хозяйственную деятельность, вносится учредителем, а не собственниками помещений в многоквартирных домах. Таким образом добровольные имущественные взносы, осуществляемые учредителем НО «РФКР», ошибочно отождествляются с обязательными ежемесячными взносами на капитальный ремонт.

 

В отношении утверждения о том, что «принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта… является правом и обязанностью только общего собрания собственников помещений дома», поясняем, что в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В случае если в данный срок собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 4, 4.1настоящей статьи срок,орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счёте, счетах регионального оператора.

 

По вопросу установления размера взносов на капитальный ремонт поясняем, что в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. На территории Орловской области минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 № 471 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Орловской области».

 

Согласно части 8.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

 

В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Соответственно, при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику перешла образовавшаяся задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт.

 

На основании статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

Согласно статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Таким образом, новостройки, согласно требованиям закона, включаются в региональную программу капитального ремонта, а, следовательно, собственники помещений в таких многоквартирных домах также обязаны уплачивать взносы на капительный ремонт.

Дополнительно сообщаем, что в течение гарантийного срока застройщик устраняет недостатки своей работы, возникшие при строительстве и выявленные в ходе эксплуатации здания, а не проводит работы по капитальному ремонту, предусмотренные перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленным статьёй 11 Закона Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ«Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области».

 

Вывод о том, что«обязательство с моей стороны для оплаты еще не возникло» не соответствует действительности.

В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 3 Закона Орловской области от 28.06.2013 года № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области»обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Региональная программа капитального ремонта, была утверждена постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 № 482 «Об утверждении областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (размещено 10.01.2014 года в специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр», являющийся официальным источником информации в сети Интернет о деятельности Губернатора и органов исполнительной государственной власти области). Соответственно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, в октябре 2014 года. Первый платёжный документ для уплаты взноса на капитальный ремонт был представлен региональным оператором собственникам помещений в феврале 2015 года за декабрь 2014 года.

 

Обращаем Ваше внимание, что ранее действующая редакция статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривала, что собственникипомещений в многоквартирном доме, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.

Действующая редакция статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит нормы о том, что собственники помещений в многоквартирном доме имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе обязанность ежемесячно вносить в установленные сроки и в полном объёме на счёт регионального оператора взносы на капитальный ремонт, и не предусматривает заключение упомянутого договора.

Таким образом, изменения, внесенные в статью 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, подтверждают возникновение прав и обязанностей сторон в силу закона, а не договорных отношений.

 

Утверждение о том, что «авансовые взносы за не предоставленные «услуги» незаконны, так как имеют признаки незаконного сбора (налога), являясь побором, и противоречат Налоговому кодексу РФ», является безосновательным.

В обращении отсутствуют ссылки на действующие нормы, устанавливающие незаконность авансовых взносов (платежей). Между тем, авансовые платежи и называются авансовыми именно то той причине, что вносятся за неоказанные (невыполненные) услуги (работы) и предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации в различных вариациях.

Если говорить о взносах на капитальный ремонт, то взносы на территории Российской Федерации имеют различную правовую природу и вносятся не за конкретные услуги (работы), а формируют фонды различной формы (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, уставной фонд юридического лица). В жилищных отношениях это могут быть резервные, специальные фонды ТСЖ, ЖСК и т.п. (статьи 137, 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Взнос на капитальный ремонт не является платой в пользу регионального оператора, а имеет целевой накопительный характер для осуществления капитального ремонта.

В соответствии со статьёй 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по вопросу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплата взноса на капитальный ремонт, регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации. В этой связи налоговое право к взносам на капитальный ремонт не применимо.

 

По доводу о том, что «… я вправе и в состоянии самостоятельно определить необходимость и своевременность капитал. ремонта, принадлежащего мне на правах собственности недвижимого имущества», сообщаем следующее.

Действующее жилищное законодательство Российской Федерации сохранило за собственниками право самостоятельно определять необходимость и своевременность проведения капитального ремонта. Так, решение вопроса об организации и проведении капитального ремонта по-прежнему относится к исключительной компетенции общего собрания собственников, при этом должно приниматься не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме.

Статьёй 189 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники вправе принять решение о проведении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в любое время, определив источник финансирования выполнения таких работ. При этом, наравне с сохраняющимся правом собственников решать указанные вопросы, начиная с декабря 2012 года федеральный законодатель закрепил за субъектами Российской Федерации обязанность организовать работу по своевременному и системному выполнению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах через организацию проведения капитального ремонта.

Согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный законом, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счёте регионального оператора.

 

В отношении тезиса о том, что «многолетние выплаты обслуживающим организациям на текущий ремонт должны были амортизировать жилой фонд и, при нормальном содержании позволить содержать его хотя бы в удовлетворительном состоянии», поясняем, что законодательство разграничивает капитальный и текущий ремонт. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 года № 312 утверждены ведомственные строительные нормы (ВСН 58-88 (р)). В которых приведены перечни работ по капитальному ремонту и по текущему ремонту, а также определения для каждого из видов работ ремонта.

Вопросы организации содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирных домах, как и контроля за своевременным и полным выполнением работ по текущему ремонту и содержанию, начиная с 2005 года, отнесены действующим законодательством к исключительной компетенции общего собрания собственников. Соответственно, вопрос о контроле за надлежащим исполнением обязанностей по текущему ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме, отнесен к компетенции собственников помещений в таком доме.

 

В отношении утверждения о том, что «после проведения ремонтных работ я могу согласиться (при необходимости и возможности) оплатить по факту капитальный ремонт из средств собственного счета, при условии предварительного согласования со мной сметы и, после подписания актов, выполненных с надлежащим качеством ремонтных работ», сообщаем следующее.

Учитывая установленную действующим законодательством обязанность по своевременному выполнению работ по капитальному ремонту, собственники не вправе соглашаться либо не соглашаться с финансированием работ по капитальному ремонту.

Фонды капитального ремонта в многоквартирных домах создаются с целью обеспечения источника финансирования работ по капитальному ремонту. Учитывая высокую затратность таких работ, разный социальный статус собственников, проживающих в одном многоквартирном доме, определяющих финансовые возможности последних, действующим законодательством предусматривается планомерное накопление средств, необходимых для выполнения работ покапитальному ремонту через ежемесячное внесение взносов на капитальный ремонт.

 

В отношении довода о том, что «в соответствии с ст. 16 Закона «О приватизации» за бывшим собственником многоквартирных домов (а это муниципалитеты) сохраняется обязанность проведения капитального ремонта и доведения жилого фонда до нормативного содержания», сообщаем следующее.

Статья 16 с указанной нормой права относится к Федеральному закону от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации». Также неверно изложено толкование данной нормы, так исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, часть 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту (в случае, если такое обязательство существовало до приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме), обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

 

По вопросу правового основания обработки персональных данных собственников сообщаем, что с учётом требований пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152‑ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. В соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, функциями регионального оператора являются, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте, счетах регионального оператора. В случае формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платёжных документов, представленных региональным оператором (статья 171 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, региональный оператор обрабатывает персональные данные собственников во исполнение требований закона.

 

 

Я - льготник. Обязан ли я оплачивать взносы на капитальный ремонт?

В компетенцию регионального оператора не входит решение вопроса по предоставлению мер социальной поддержки гражданам.

Вместе с тем информируем, что внастоящее время освобождение  какой-либо категории граждан от уплаты взносов на капитальный ремонт не предусмотрено нормами действующего законодательства.

Обращаем Ваше внимание, что федеральными и региональными законами для отдельных категорий граждан установлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 5.9.16 Положения о Департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области (далее – Департамент), утверждённого постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 397, Департамент осуществляет выплату ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами.

По информации Департамента компенсация взноса на капитальный ремонт назначается:

● ветеранам Великой Отечественной войны

● ветеранам боевых действий

● вдовам

● несовершеннолетним узникам

● ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, проживающим в приватизированном жилом фонде

● ветеранам труда

● ветеранам труда Орловской области

● многодетным семьям

● опекунским семьям.

Также с 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон  «О внесении изменений в статью 169. Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым предусмотренопредоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме инвалидам Iи IIгрупп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, но не более 50 процентов указанного взноса.

С 1 июля 2016 года вступил в силу закон Орловской области «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан в Орловской области» в соответствии с которым предусмотрена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилого помещения, достигшим возраста семидесяти и восьмидесяти лет.

Одновременно по двум категориям пользоваться льготой нельзя.

Независимо от того, есть ли льгота у человека, либо нет, ему все равно будет начисляться 100 % процентная квитанция, а затем уполномоченный орган (Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области), при условии отсутствия задолженности возвращает часть суммы, подлежащей уплате, учитывая при этом региональный стандарт нормативной площади жилого помещения.

Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При наличии у гражданина в собственности нескольких жилых помещений в многоквартирных домах компенсация предоставляется в отношении одного из таких жилых помещений, расположенных на территории Орловской области.

Заявление о назначении компенсации подаётся заявителем в учреждение социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания.

Компенсация назначается со дня поступления заявления в уполномоченный орган.

Начисление компенсации производится исходя из размеров фактически понесённых получателем компенсации расходов на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в предыдущем календарном месяце.

Вместе с тем, 70-80-летние граждане в настоящее время получают меры социальной поддержки по другим федеральным либо региональным законам.  например, по федеральному закону «О ветеранах». В данном случае будет предоставляться компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт по упомянутому закону либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Дополнительно сообщаем, что согласно действующему жилищному законодательству Российской Федерации взносы собственников жилых помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт общего имущества также учитываются при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В этой связи, за получением разъяснений, касающихся предоставления мер социальной поддержки в части компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт, а также субсидии, необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения.

 

Портал Орловской области

Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области

 

Адрес: г. Орел, ул. Московская, д. 159, 4 этаж

Телефон: 8 (4862) 54-20-10

Email: orelkapremont@mail.ru

Сайт: http://orelkapremont.ru | http://орелкапремонт.рф