Вопросы ответы

Электронные сервисы

Вопросы и ответы

  1. •Что за организация региональный оператор?
  2. •Какие существуют способы формирования фонда капитального ремонта МКД?
  3. •Кто может быть владельцем специального счета?
  4. • Кто выбирает банк, в котором будет открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта, в том случае, если владельцем выбран региональный оператор?
    Собственники помещений в МКД, путём голосования могут выбрать банк, в котором будет открыт специальный счет. Жилищным кодексом РФ предъявлены требования к банку: величина собственных средств (капитала) банка должна быть не менее, чем 20 млрд.руб., и банк должен осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта РФ.

    В случае если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует вышеуказанным требованиям, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора. Кредитные организации, в которых открывает счета региональный оператор, выбираются на конкурсной основе. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются Правительством Российской Федерации.
  5. • Почему собственники обязаны делать взносы на капитальный ремонт общедомового имущества?
  6. •На кого возложена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД?
    Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении 8 календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (ч.3 ст.169 ЖК РФ).

    Взносы на капитальный ремонт обязаны уплачивать все собственники как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме. Наниматели государственных и муниципальных жилых и нежилых помещений взносы на капитальный ремонт не платят, так как данный взнос платят собственники, т.е. если государственная собственность, то взнос на капитальный ремонт платит государство (муниципалитеты).

    Отметим, что взносы собственников жилых помещений на капитальный ремонт (исходя из установленного минимального размера взноса) включаются в размер расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, по которым может быть предоставлена субсидия на оплату жилого помещении и коммунальных услуг (ч.6 ст.159 ЖК РФ).
  7. •Кто устанавливает размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт общедомового имущества МКД?
    Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается органом государственной власти субъекта РФ. Также, в соответствии с ч.8.2 ст.156 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ.
  8. •В какие сроки собственники должны принять решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта?
    В соответствии с ч.3 ст.169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
  9. •Что произойдёт, если на общем собрании собственников не было принято решение о способе формирования фонда капитального ремонта в установленные сроки?
    Не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ для принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (часть 6 статьи 170 ЖК РФ).

    В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
  10. •Если собственниками помещений в МКД выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте, могут ли собственники по решению общего собрания воспользоваться средствами на счёте и произвести ремонт фасада дома, ремонт подвала или капитального ремонта раньше срока установленного программой?
    Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189 ЖК РФ), но не позднее сроков, установленных региональной программой.

    За счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, можно произвести работы, предусмотренные частью 1 статьи 166 ЖК РФ:
    • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
    • ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
    • ремонт крыши;
    • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
    • ремонт фасада;
    • ремонт фундамента многоквартирного дома.


    Нормативным правовым актом субъекта РФ данный перечень может быть дополнен другими услугами и (или) работами (часть 2 статьи 166 ЖК РФ).

    В случае принятия собственниками решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
  11. •Могут ли взносы на капитальный ремонт МКД быть израсходованы на содержание регионального оператора?
    Взносы на капитальный ремонт должны быть направлены только на финансирование работ (услуг) по капитальному ремонту, определенные законом субъекта Российской Федерации. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.
  12. •Если собственники не принимают решения о проведении работ по капитальному ремонту общего имущества дома, как обеспечивается выполнение региональной программы капитального ремонта?
    Согласно статье 189 ЖК РФ в случае, если в 3-х месячный срок с момента получения предложений от регионального оператора о сроке, перечне работ по капитальному ремонту, их стоимости и источников финансирования, собственники помещений в МКД, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта, то данное решение принимает орган местного самоуправления.

    В случае, если собственники помещений в МКД, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, не провели капитальный ремонт общего имущества в МКД в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД требуется выполнение какого-либо вида работ, предусмотренного для этого дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение 1 месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.

    В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение 1 месяца, региональный оператор, любой собственник помещения в МКД, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора.
  13. •Каковы преимущества формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора?
    В случае выбора способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта в полном объеме и в установленные сроки: привлекает подрядные организации, контролирует качество и сроки оказания услуг, осуществляет приемку выполненных работ, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными им подрядными организациями.

    Дополнительно, согласно ч. 6 ст. 178 ЖК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств субъект РФ несет субсидиарную ответственность перед собственниками помещений в МКД.

    Отметим, что в соответствии с ч. 4 ст. 179 ЖК РФ средства, полученные от собственников помещений в одних домах, региональный оператор может использовать на возвратной основе для финансирования капитального ремонта в других домах при условии, что и те, и другие формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора. Это может ускорить темпы проведения капитально ремонта.
  14. •Будут ли включены в конкурсную массу денежные средства, находящиеся на специальном счете, если владелец данного счета признан банкротом?
    Согласно ч.7 ст. 175 ЖК РФ в случае признания владельца специального счета банкротом денежные средства, находящиеся на специальном счете, не включаются в конкурсную массу.

    В соответствие с ч.6 ст. 175 ЖК РФ на денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета, за исключением обязательств, вытекающих из договоров, заключенных на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также договоров на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, заключенных на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта либо на ином законном основании.
  15. •Имеет ли право правление проводить работы по капитальному ремонту в соответствии с утвержденным планом и при этом не включенным в общую региональную программу?
    В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, фонд капитального ремонта которого формируется на специальном счете, решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный взнос, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. (ч.3 ст.166 ЖК РФ).
  16. •Какие документы потребуются для оплаты подрядных работ со спецсчета?
    Согласно ч.4. ст.177 ЖК РФ, операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении следующих документов: 1) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 3) акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору. Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ по договору. Банк отказывает в выполнении распоряжения владельца специального счета о совершении соответствующей операции, в подтверждение которой не представлены, указанные выше документы (ч.6 ст.177 ЖК РФ)
  17. •Я ошибочно оплатил квитанцию, как мне вернуть денежные средства?

    Если Вы ошибочно оплатили квитанцию, Вам необходимо прибыть лично в офис регионального оператора по адресу, заполнить заявление на возврат денежных средств, при себе иметь паспорт, оригинал платежного документа, подтверждающий факт оплаты, реквизиты счета, на который будет осуществлен возврат денежных средств.

    Также информируем, что образец заявления размещен на официальном сайте Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области

  18. •В квитанции на оплату капремонта в адресе квартиры перед № квартиры добавлено "Литера А". Если я оплачу этот счёт, то у меня не будет доказательства того, что я оплатил счёт по моему адресу. Мне надо ждать счёта с правильным адресом квартиры без Литера А?
    В платежных документах, предоставленных собственникам помещений в многоквартирных домах от Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области», адреса домов указаны в соответствии с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной постановлением Правительства, и с техническими паспортами многоквартирных домов. Каждому собственнику помещения присваивается № лицевого счета. Указание в платежном документе № лицевого счета является подтверждением оплаты за конкретное помещение (квартиру, комнату, нежилое помещение и т.п.).
  19. •В полученной квитанции указана неверная площадь квартиры. Что необходимо сделать, чтобы привести в соответствие данные в квитанции с фактической площадью квартиры?
    В том случае, если в предоставленной Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» квитанции указана неправильная площадь помещения, Вам необходимо направить заявление на корректировку и приложить копию свидетельства о праве собственности, в подтверждение площади помещения, любым удобным для Вас способом. После получения подтверждающих документов будет произведён перерасчет.
  20. •Получена одна квитанция на квартиру, являющуюся коммунальной (два и более собственников), что необходимо сделать, чтобы получать квитанцию на принадлежащую мне долю квартиры?
    Если Ваша квартира является коммунальной, Вам необходимо направить заявление на корректировку и приложить копию свидетельства о праве собственности, в подтверждение площади помещения, любым удобным для Вас способом. После получения подтверждающих документов будет произведён перерасчет.
  21. •Кто должен платить за капитальный ремонт?
    Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт лежит на всех собственниках помещений в многоквартирном доме.

    Платят:
    • собственники жилых и нежилых помещений.
    Не платят:
    • собственники домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка;
    • наниматели жилья.
  22. •Когда наступает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт?
    Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

    Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
  23. •Вернутся ли средства, оплаченные в качестве взносов на капремонт, при продаже квартиры?
    Собственникам помещений в многоквартирном доме (МКД) на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (статья 36 Жилищного кодекса РФ, статья 290 Гражданского кодекса РФ). Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса РФ).

    Согласно части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года); (часть 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ).

    Согласно частям 3 и 4 статьи 36.1 Жилищного кодекса РФ право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля нового собственника такого помещения в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, равна доле в праве на указанные денежные средства предшествующего собственника такого помещения.

    Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе требовать выделения своей доли денежных средств, находящихся на специальном счете. При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю такого помещения переходит доля в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете (части 5 и 6 статьи 36.1 Жилищного кодекса РФ).

    Следует отметить, что в отношении помещения в другом многоквартирном доме, которое, возможно, Вы будете приобретать, нынешний собственник такого помещения также уплачивает взносы на капитальный ремонт. Таким образом, в программе капитального ремонта участвуют все собственники помещений во всех многоквартирных домах РФ (за исключением случаев, определенных статьей 168 Жилищного кодекса РФ).
  24. •Могут ли средства, собранные на капитальный ремонт, использоваться на текущий ремонт?
    Средства на капитальный ремонт не могут быть использованы на текущий ремонт, а могут быть использованы, согласно статье 174 ЖК РФ, только для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных работ, услуг, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами.
  25. •Возможно ли отказаться от сбора в фонд капитального ремонта жителям многоквартирного дома с непосредственным управлением?
    Независимо от выбранного способа управления многоквартирным домом, собственники обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленном размере, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи 169 ЖК РФ). Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (часть 2 статьи 169 ЖК РФ).

    Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
  26. •Собственник продал квартиру и требует выплаты взносов на капитальный ремонт, внесенных им за весь период проживания в МКД, так как капитальный ремонт проведен не был. Прав ли он? Фонд капитального ремонта формируется на специальном счете.
    В ст. 36.1 ЖК РФ прямо указано, что при переходе права собственности на помещение в МКД доля нового собственника такого помещения в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, равна доле в праве на указанные денежные средства предшествующего собственника такого помещения. Собственник помещения в МКД не вправе требовать выделения своей доли денежных средств, находящихся на специальном счете.

    Право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение.

    Таким образом, собственник помещения в МКД не вправе требовать выплаты ранее уплаченных им взносов на капитальный ремонт.
  27. •Кто должен платить взносы на капитальный ремонт, если в квартире никто не прописан, и не проживает?
    Взнос на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в МКД включен в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

    Тот факт, что в жилом помещении в МКД никто не прописан и не проживает не освобождает собственника помещения в МКД от уплаты взноса на капитальный ремонт.
  28. •Если собственники не выполняют своих обязательств по внесению взносов, кто вправе предъявить иск о взыскании?
    В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора работу с задолженностью по взносам на капитальный ремонт проводит региональный оператор.

    Порядок действий в случае образования задолженности у собственников помещений в МКД, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, по взносам на капитальный ремонт определен ч.ч. 8 – 10 ст. 173 ЖК РФ. Если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем 50 % от размера представленных к оплате счетов, владелец специального счета созывает общее собрание собственников помещений в МКД в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.

    Срок погашения задолженности составляет не более чем 5 (пять) месяцев с момента поступления владельцу специального счета уведомления от органа государственного жилищного надзора о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт.

    В случае, если в указанный срок задолженность не будет погашена, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
  29. •Кто должен заниматься расчетом и взиманием пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт?
    Согласно части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере, установленном в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 155 ЖК РФ- пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

    В случае, если собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, то пени за несвоевременную оплату взносов начисляются региональным оператором, если иное не установлено нормативным правовым актом субъекта РФ.

    В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете рассчитывает пени и выставляет квитанции на их оплату лицо, определенное общим собранием собственников помещений в МКД.
  30. •Каким образом региональный оператор будет выбирать банк для открытия специального счета? Необходимо ли проведение конкурса и каковы критерии выбора банка?
    Согласно ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, определяется решением общего собрания собственников (пункт 5 часть 4 статья 170 ЖК РФ). Специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о таких кредитных организациях на своем официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статья 176 ЖК РФ).

    Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта РФ. Если собственники не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует установленным требованиям, вопрос о выборе кредитной организации считается переданным на усмотрение регионального оператора (пункт 5 часть 4 статья 170 ЖК РФ). В этом случае региональный оператор отбирает кредитную организацию по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статья 180 ЖК РФ).
  31. •Впарве ли правление ТСЖ аккумулировать взносы на капитальный ремонт не на спецсчете в сбербанке, как решило общее собрание собственников и членов ТСЖ, а на уже имеющемся расчетном счете ТСЖ, который открыт в другом банке?
    Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме либо на счет регионального оператора, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, либо на специальный счет, в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете. При этом специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 176 Жилищного кодекса РФ).

    Накопление денежных средств, вносимых собственниками помещений в МКД в уплату взносов на капитальный ремонт, на счетах, не перечисленных выше, законодательством не предусмотрено.

    Важно отметить, что принятие решения о способе формирования фонда капитального ремонта частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ отнесено к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, но не общего собрания членов ТСЖ.
  32. •Сколько спецсчетов должно быть открыто многодомовым ТСЖ? Можно ли открыть один спецсчет?
    Согласно части 4 статьи 175 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.

Часто задаваемые вопросы

На каком основании собственник помещения должен оплачивать взносы на проведение капитального ремонта?

На основании статей 153, 154, 158, 169, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники обязаны оплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.04.2016 г. «несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически – здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме – не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом».

На какие цели будут израсходованы накопленные средства?

Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числена оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается (статья 179 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Мнение о том, что «я не являюсь собственником недвижимого общего имущества…», считаем несостоятельным, так как статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

 

Мнение о том, что «общедомовое имущество» юридически не оформлено в виде собственности, т. е. иное право собственности у меня не возникло», считаем несостоятельным, так как статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу прямого указания закона. Государственная регистрация прав в данном случае носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер. При этом государственная регистрация права общей собственности на объект недвижимости не требуется и обязательна только в случаях, когда данный объект передаётся в пользование (например, в аренду) какому-либо лицу (лицам) или является предметом иных сделок, на основании которых право общей долевой собственности ограничивается.

 

По доводу о том, что «я не обращалась к Вам с заявлением о вступлении в Ваше общественное объединение…», сообщаем следующее.

В соответствии со статьёй 178 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор, как некоммерческая организация, является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда, не имеющим членства. Решение общего собрания собственников помещений о вступлении в региональный фонд капитального ремонта не предусмотрено нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Добровольный имущественный взнос, на основе которого региональный оператор ведёт свою административно-хозяйственную деятельность, вносится учредителем, а не собственниками помещений в многоквартирных домах. Таким образом добровольные имущественные взносы, осуществляемые учредителем НО «РФКР», ошибочно отождествляются с обязательными ежемесячными взносами на капитальный ремонт.

 

В отношении утверждения о том, что «принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта… является правом и обязанностью только общего собрания собственников помещений дома», поясняем, что в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области» решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В случае если в данный срок собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 4, 4.1настоящей статьи срок,орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счёте, счетах регионального оператора.

 

По вопросу установления размера взносов на капитальный ремонт поясняем, что в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. На территории Орловской области минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 № 471 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Орловской области».

 

Согласно части 8.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

 

В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Соответственно, при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику перешла образовавшаяся задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт.

 

На основании статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

Согласно статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Таким образом, новостройки, согласно требованиям закона, включаются в региональную программу капитального ремонта, а, следовательно, собственники помещений в таких многоквартирных домах также обязаны уплачивать взносы на капительный ремонт.

Дополнительно сообщаем, что в течение гарантийного срока застройщик устраняет недостатки своей работы, возникшие при строительстве и выявленные в ходе эксплуатации здания, а не проводит работы по капитальному ремонту, предусмотренные перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленным статьёй 11 Закона Орловской области от 28.06.2013 N 1498-ОЗ«Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области».

 

Вывод о том, что«обязательство с моей стороны для оплаты еще не возникло» не соответствует действительности.

В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 3 Закона Орловской области от 28.06.2013 года № 1498-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области»обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утверждённая региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Региональная программа капитального ремонта, была утверждена постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2013 № 482 «Об утверждении областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» (размещено 10.01.2014 года в специализированной информационной системе «Портал Орловской области – публичный информационный центр», являющийся официальным источником информации в сети Интернет о деятельности Губернатора и органов исполнительной государственной власти области). Соответственно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Орловской области, в октябре 2014 года. Первый платёжный документ для уплаты взноса на капитальный ремонт был представлен региональным оператором собственникам помещений в феврале 2015 года за декабрь 2014 года.

 

Обращаем Ваше внимание, что ранее действующая редакция статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривала, что собственникипомещений в многоквартирном доме, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.

Действующая редакция статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит нормы о том, что собственники помещений в многоквартирном доме имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе обязанность ежемесячно вносить в установленные сроки и в полном объёме на счёт регионального оператора взносы на капитальный ремонт, и не предусматривает заключение упомянутого договора.

Таким образом, изменения, внесенные в статью 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, подтверждают возникновение прав и обязанностей сторон в силу закона, а не договорных отношений.

 

Утверждение о том, что «авансовые взносы за не предоставленные «услуги» незаконны, так как имеют признаки незаконного сбора (налога), являясь побором, и противоречат Налоговому кодексу РФ», является безосновательным.

В обращении отсутствуют ссылки на действующие нормы, устанавливающие незаконность авансовых взносов (платежей). Между тем, авансовые платежи и называются авансовыми именно то той причине, что вносятся за неоказанные (невыполненные) услуги (работы) и предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации в различных вариациях.

Если говорить о взносах на капитальный ремонт, то взносы на территории Российской Федерации имеют различную правовую природу и вносятся не за конкретные услуги (работы), а формируют фонды различной формы (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, уставной фонд юридического лица). В жилищных отношениях это могут быть резервные, специальные фонды ТСЖ, ЖСК и т.п. (статьи 137, 145 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Взнос на капитальный ремонт не является платой в пользу регионального оператора, а имеет целевой накопительный характер для осуществления капитального ремонта.

В соответствии со статьёй 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по вопросу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплата взноса на капитальный ремонт, регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации. В этой связи налоговое право к взносам на капитальный ремонт не применимо.

 

По доводу о том, что «… я вправе и в состоянии самостоятельно определить необходимость и своевременность капитал. ремонта, принадлежащего мне на правах собственности недвижимого имущества», сообщаем следующее.

Действующее жилищное законодательство Российской Федерации сохранило за собственниками право самостоятельно определять необходимость и своевременность проведения капитального ремонта. Так, решение вопроса об организации и проведении капитального ремонта по-прежнему относится к исключительной компетенции общего собрания собственников, при этом должно приниматься не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме.

Статьёй 189 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники вправе принять решение о проведении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в любое время, определив источник финансирования выполнения таких работ. При этом, наравне с сохраняющимся правом собственников решать указанные вопросы, начиная с декабря 2012 года федеральный законодатель закрепил за субъектами Российской Федерации обязанность организовать работу по своевременному и системному выполнению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах через организацию проведения капитального ремонта.

Согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный законом, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счёте регионального оператора.

 

В отношении тезиса о том, что «многолетние выплаты обслуживающим организациям на текущий ремонт должны были амортизировать жилой фонд и, при нормальном содержании позволить содержать его хотя бы в удовлетворительном состоянии», поясняем, что законодательство разграничивает капитальный и текущий ремонт. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 года № 312 утверждены ведомственные строительные нормы (ВСН 58-88 (р)). В которых приведены перечни работ по капитальному ремонту и по текущему ремонту, а также определения для каждого из видов работ ремонта.

Вопросы организации содержания и текущего ремонта общего имущества в многоквартирных домах, как и контроля за своевременным и полным выполнением работ по текущему ремонту и содержанию, начиная с 2005 года, отнесены действующим законодательством к исключительной компетенции общего собрания собственников. Соответственно, вопрос о контроле за надлежащим исполнением обязанностей по текущему ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме, отнесен к компетенции собственников помещений в таком доме.

 

В отношении утверждения о том, что «после проведения ремонтных работ я могу согласиться (при необходимости и возможности) оплатить по факту капитальный ремонт из средств собственного счета, при условии предварительного согласования со мной сметы и, после подписания актов, выполненных с надлежащим качеством ремонтных работ», сообщаем следующее.

Учитывая установленную действующим законодательством обязанность по своевременному выполнению работ по капитальному ремонту, собственники не вправе соглашаться либо не соглашаться с финансированием работ по капитальному ремонту.

Фонды капитального ремонта в многоквартирных домах создаются с целью обеспечения источника финансирования работ по капитальному ремонту. Учитывая высокую затратность таких работ, разный социальный статус собственников, проживающих в одном многоквартирном доме, определяющих финансовые возможности последних, действующим законодательством предусматривается планомерное накопление средств, необходимых для выполнения работ покапитальному ремонту через ежемесячное внесение взносов на капитальный ремонт.

 

В отношении довода о том, что «в соответствии с ст. 16 Закона «О приватизации» за бывшим собственником многоквартирных домов (а это муниципалитеты) сохраняется обязанность проведения капитального ремонта и доведения жилого фонда до нормативного содержания», сообщаем следующее.

Статья 16 с указанной нормой права относится к Федеральному закону от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации». Также неверно изложено толкование данной нормы, так исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, часть 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту (в случае, если такое обязательство существовало до приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме), обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

 

По вопросу правового основания обработки персональных данных собственников сообщаем, что с учётом требований пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152‑ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. В соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, функциями регионального оператора являются, в том числе аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счёте, счетах регионального оператора. В случае формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платёжных документов, представленных региональным оператором (статья 171 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, региональный оператор обрабатывает персональные данные собственников во исполнение требований закона.

 

 

Я - льготник. Обязан ли я оплачивать взносы на капитальный ремонт?

В компетенцию регионального оператора не входит решение вопроса по предоставлению мер социальной поддержки гражданам.

Вместе с тем информируем, что внастоящее время освобождение  какой-либо категории граждан от уплаты взносов на капитальный ремонт не предусмотрено нормами действующего законодательства.

Обращаем Ваше внимание, что федеральными и региональными законами для отдельных категорий граждан установлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 5.9.16 Положения о Департаменте социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области (далее – Департамент), утверждённого постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 397, Департамент осуществляет выплату ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами.

По информации Департамента компенсация взноса на капитальный ремонт назначается:

● ветеранам Великой Отечественной войны

● ветеранам боевых действий

● вдовам

● несовершеннолетним узникам

● ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, проживающим в приватизированном жилом фонде

● ветеранам труда

● ветеранам труда Орловской области

● многодетным семьям

● опекунским семьям.

Также с 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон  «О внесении изменений в статью 169. Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым предусмотренопредоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме инвалидам Iи IIгрупп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, но не более 50 процентов указанного взноса.

С 1 июля 2016 года вступил в силу закон Орловской области «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан в Орловской области» в соответствии с которым предусмотрена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилого помещения, достигшим возраста семидесяти и восьмидесяти лет.

Одновременно по двум категориям пользоваться льготой нельзя.

Независимо от того, есть ли льгота у человека, либо нет, ему все равно будет начисляться 100 % процентная квитанция, а затем уполномоченный орган (Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области), при условии отсутствия задолженности возвращает часть суммы, подлежащей уплате, учитывая при этом региональный стандарт нормативной площади жилого помещения.

Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При наличии у гражданина в собственности нескольких жилых помещений в многоквартирных домах компенсация предоставляется в отношении одного из таких жилых помещений, расположенных на территории Орловской области.

Заявление о назначении компенсации подаётся заявителем в учреждение социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания.

Компенсация назначается со дня поступления заявления в уполномоченный орган.

Начисление компенсации производится исходя из размеров фактически понесённых получателем компенсации расходов на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в предыдущем календарном месяце.

Вместе с тем, 70-80-летние граждане в настоящее время получают меры социальной поддержки по другим федеральным либо региональным законам.  например, по федеральному закону «О ветеранах». В данном случае будет предоставляться компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт по упомянутому закону либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Дополнительно сообщаем, что согласно действующему жилищному законодательству Российской Федерации взносы собственников жилых помещений в многоквартирных домах на капитальный ремонт общего имущества также учитываются при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В этой связи, за получением разъяснений, касающихся предоставления мер социальной поддержки в части компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт, а также субсидии, необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения.

 

Приемная 8 (4862) 54-20-10
Emal orelkapremont@mail.ru
Адрес ул. Московская, д. 159